Детское экспериментирование — средство интеллектуального развития дошкольников

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы,  оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел»

К.Е. Тимирязев.

Экспериментирование — один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольников. А что означает слово эксперимент. Это слово произошло от  греческого experimentum, что означает проба, опыт. Современный словарь иностранных слов содержит определение: эксперимент — это

  • научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в научно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий;
  • вообще опыт, попытка осуществить что-либо.

Детское экспериментирование — это не изолированный вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности, и, в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. С другой стороны, наличие у детей трудовых навыков и наблюдение создают благоприятные условия для экспериментирования, с другой — экспериментирование,  вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это  хорошо прослеживается на всех этапах экспериментирования: при формулировании цели, во время обсуждения хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном и сделанном. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта и  способствует развитию речи.

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже  двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента: ребенок передает  его детали вовремя изобразительной деятельности. Для этих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность осознавать увиденное. Очевидна связь экспериментирования с формированием элементарных  математических представлений. Во время проведения опытов нередко  возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры.  Это придает математическим операциям реальную значимость и способствует их  сознанию. Экспериментирование связано и с другими видами деятельности –  чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти  связи выражены не столь сильно.

Поисково-познавательная деятельность предполагает решение следующих задач:

• формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е.
• способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
• развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью
наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, людей);
• расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
• поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности,
самостоятельности.

В дошкольном учреждении экспериментирование может быть организованно в таких формах: совместная деятельность педагога и воспитанника, самостоятельная деятельность детей. В каждом эксперименте можно выделить последовательность сменяющих друг друга этапов:

1. Осознание того, что хочешь узнать.
2. Формирование задачи исследования.
3. Продумывание методики эксперимента.
4. Выслушивание инструкций и критических замечаний.
5. Прогнозирование результатов.
6. Выполнение работы.
7. Соблюдение правил безопасности.
8. Наблюдение результатов.
9. Анализ полученных данных.
10. Словесный отчет об увиденном.
11. Формирование выводов.

Для активизации процесса экспериментирования можно задать проблемные вопросы:

• Почему карандаш рисует, а палочка нет;
• Что будет, если снег принести в комнату?;
• Почему шарик катится, а кубик нет?;
• Что будет лучше прыгать? Почему? (деревянный шарик и резиновый мяч);
• Какой кубик тяжелее? Почему? (большой и маленький);
• Из какого песка можно сделать кулич? Почему? (сухой и мокрый песок);
• Куда можно вбить гвоздь? (дощечка и металлический брусок); Какая вода? (свойства воды);
• Что в пакете? (обнаружение воздуха в пространстве);
• Изготовление цветных льдинок (вода замерзает на холоде, в ней растворяется краска);
• Почему этот камушек нагрелся сильнее? (потому что он черного цвета);
• Этот платочек высох быстрее. Почему? (потому что положили на батарею) и т.д.

В процессе экспериментирования дети часто получают совершенно неожиданную информацию, которая ведет к существенной перестройке и изменению их деятельности. В этом проявляется гибкость детского экспериментирования — способность перестраивать свою деятельность в зависимости от полученных результатов.

При проведении экспериментирования следует придерживаться следующих требований:

1. соблюдать технику безопасности;
2. проводить опыты, эксперименты дошкольников под непосредственным руководством
взрослого;
3. рассматривать элементарные причинно-следственные связи и зависимости реальной
действительности;
4. использовать доступные материалы, оборудование и инструменты.

Организация работы по экспериментированию в дошкольном учреждении идет по трем взаимосвязанным направлениям:

  • живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие животных организмов, их приспособление к окружающей среде и др.);
  • неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и др.);
  • человек (функционирование организма, рукотворный мир, преобразование предметов и др.).

В дошкольном учреждении экспериментирование может быть организованно в трех формах: 

• занятие,
• совместная деятельность педагога и воспитанника,
• самостоятельная деятельность детей. 

Проведение опытов и экспериментирование дают детям дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения гипотезы. При этом ребенок выступает как исследователь. Как показывает практика, приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает дошкольникам в дальнейшем успешно развивать творческие способности.

Литература:
• Журнал Дошкольное воспитание, 6, 2006 г
• Журнал Дошкольное воспитание, 12, 2006 г
• Журнал Детский сад «от А до Я», 5, 2005 г
• Журнал Дошкольная педагогика, 1, 2006 г