Правила поведения в природе

1. Не ломай ветви деревьев и кустарников.

Листья участвуют в дыхании растения. Какое же право мы имеем бессмысленно обламывать ветки, мешать растению жить? К тому же листья выделяют в воздух кислород, задерживают пыль, не случайно там, где много растений легко дышится. Мы должны помнить и о красоте растений, которую можем нарушить, обламывая ветви. Это правило относится и к цветущей черёмухе, другим деревьям и кустарникам, которые особенно часто страдают из-за своей красоты.

2.Не повреждай кору деревьев!

Через раны вытекает сок, могут проникнуть под кору микробы и грибы
трутовики, которые вызывают заболевания и даже гибель дерева.

3. Не собирай берёзовый сок.
Помни, что это вредит дереву.

4. Не рви на лугу, в лесу цветов.
Пусть красивые растения остаются в природе! Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
Сбор дикорастущих растений на букеты — очень мощный фактор воздействия человека на природу. Его часто недооценивают, считая, что вред, наносимый при этом растительному миру, не заслуживает внимания. Однако, именно давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению очень многих растений в местах, часто посещаемых людьми (сон-трава, венерин башмачок, стародубка и другие). Жертвами нашей « любви» к цветам стали не только изначально редкие растения, но и когда-то вполне обычные, даже массовые виды, такие как ландыш. Вот почему неверно было бы ориентировать ребят на сбор маленьких, скромных букетов, противопоставляя их «огромным букетам — веникам». Важно показать какой вред природе могут нанести люди, если сорвут даже по одному — единственному цветку. Ведь от красоты луга не останется и следа, если там побывает много любителей «скромных букетов». Важно, чтобы ребята осознали простые истины: выросший на лугу цветок находится « у себя дома», он связан с другими обитателями луга. Например, к цветку прилетают насекомые, которые питаются нектаром. После цветения появляются плоды и семена. Они попадают в почву, где из семян вырастают новые растения.
…Имеем ли мы право срывать цветок для того только, чтобы некоторое время полюбоваться им? Конечно, нет. Для этого специально выращивают красивые растения в садах, на тумбах, в оранжереях и т.д. А красивые, дикорастущие должны оставаться в природе.

5. Из лекарственных можно собирать лишь те, которых в вашей местности много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.
Лекарственные растения — ценнейшее природное богатство, к которому нужно относиться бережно. Количество некоторых из них резко уменьшилось (валериана, ландыш, плаун и др.).Поэтому дети могут заготавливать те растения, которые многочисленны ( горец птичий, пастушья сумка, тысячелистник и др.) Но и эти растения нужно собирать так, чтобы в местах сбора большая их часть оставалась нетронутой.
Разумеется, сбор лекарственных трав должен проводиться под руководством взрослых, а ещё лучше медицинского работника.

6. Съедобные ягоды, орехи собирай так, чтобы не повреждать веточек.

7. Не собирай грибов, даже ядовитых.
Помни, что грибы очень нужны в природе. У некоторых ребят формируется отрицательное отношение к несъедобным, ядовитым. Встречая такие грибы, дети стараются уничтожить их (сбить, раздавить), нередко мотивируя это тем, что такими грибами могут отравиться животные или люди. Известно, что грибы, в том числе и несъедобные для человека, являются компонентом леса. Своей подземной частью — грибницей — они срастаются с корнями деревьев, кустарников, трав, обеспечивая их водой, минеральными солями, ростовыми веществами. Для животных грибы служат пищей и лекарством. Грибы являются санитарами леса: они участвуют в разложении растительных остатков. Не менее важно и то, что грибы украшают лес. Именно мухомор, как известно, является одним из самых красивых наших грибов.

8. Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков. Пауки — традиционный объект неприязни, брезгливого отношения со стороны человека. Это предубеждение основано на незнании, невнимании к окружающему. Пауки являются такой же полноправной частью природы, как и другие животные. Жизнь пауков полна интересных подробностей, многие из которых доступны для детских наблюдений. Сети пауков, да и они сами, по-своему красивы. К тому же эти хищные существа уничтожают множество комаров, мух, тли и других насекомых, приносящих ущерб человеку и его хозяйству.

9. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.

10. Не разоряй гнёзда шмелей.
Шмели — насекомые, численность которых в последнее время повсеместно резко сократилась. Причина этого — широкое , неумеренное использование в сельском хозяйстве ядохимикатов, к которым шмели очень чувствительны; уничтожение шмелиных гнёзд при сенокошении; выжигание сухой травы на лугах. Усугубляет тяжёлое положение шмелей разорение их гнёзд ради мёда, который, кстати, невкусен, или просто ради забавы. А ведь шмели являются единственными опылителями бобовых растений. Без них не было бы в лесах и на лугах клевера, люцерны, горошка и так далее.

11. Не разоряйте муравейники.

12. Берегите лягушек, жаб и их головастиков.

13. Не убивайте змей, даже ядовитых. Все они нужны в природе. А из яда ядовитых змей человек получает ценнейшее лекарство.

14. Не лови диких животных и не уноси их домой.
Известно, что ящерицы, ежи, некоторые рыбы, птицы нередко оказываются жертвой любви ребят к «братьям нашим меньшим», которая выражается в том, что этих животных ловят, приносят домой и пытаются содержать их в неволе. Чаще всего такие попытки
заканчиваются гибелью животных, так как условия неволи не могут заменить их естественной природной среды. Важно убедить ребят в том, что лучшим «домом» для диких животных служит лес, луг, водоём и т.д., а в нашем доме можно содержать лишь тех животных, которые привыкли к жизни в этих условиях, появились на свет в неволе, которых специально разводят для содержания рядом с человеком.

15. Не подходи близко к гнёздам птиц.
По следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу же уходи. Иначе птицы —родители могут насовсем покинуть гнездо.

16. Не разоряй птичьи гнёзда.

17. Не отпускайте свои собак гулять в лес или парк весной или в начале лета. Они могут легко поймать плохо летающих птенцов и беспомощных детёнышей животных.

18. Не лови и не уноси домой здоровых птиц.
Особенно часто дети приносят домой уже оперившихся, но ещё не умеющих летать птенцов, которых они считают «выпавшими из гнёзда». Обычно это оказываются так называемые «слетки», т.е. птенцы, уже покинувшие гнездо (слетевшие с него) и подрастающие, которые учатся летать. Родители подкармливают их. Пойманные ребятами птенцы, как правило, быстро погибают в неволе.

19. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать трав и почву.

20. Не шуми в лесу, в парке.
Шумом можно отпугнуть животных, помешать им, а самому увидеть и услышать гораздо меньше.

21. Не жги весной траву на лугу.
Весной с сухой травой обгорают ростки молодой травы, погибают подземные части многих растений, в результате некоторые из них совсем исчезают с луга. Погибают от огня многие насекомые, гнёзда шмелей, птиц. Пожар может перекинуться на лес, на постройки человека.

22. Не оставляй в лесу, парке, на лугу, у реки мусора. Никогда не выбрасывай мусор в водоёмы.
Это одно из самых простых и в то же время самых важных правил. Мусор, оставляемый людьми буквально повсюду, обезображивает лицо природы. Выбрасывая мусор в водоёмы или даже просто оставляя его на берегу, от куда он потом попадает легко в воду, мы можем принести несчастья другим людям, обитателям водоёмов.

Такие основные правила поведения в природе, которыми могут овладеть старшие дошкольники с помощью педагогов, родителей.
Усвоив экологические правила и сформировав на их основе убеждения в необходимости следовать этим правилам, поступки ребят не будут наносит вреда природе.