«Вода — источник жизни»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию.

Подготовительная группа.

Программные задачи. Совершенствовать знания детей о значение воды в жизни живой природы; уточнить представления детей о том, какой путь проходит вода, прежде чем попадёт в наши дома; закрепить знания о воде и о том, как человек её использует; формировать привычку бережно и разумно использовать воду.

Оборудование. Глобус, звуки воды (аудиозапись), трёхлитровая банка с водой, два стакана (один с чистой водой, другой с грязной). Лейка, солнце и цветы бумажные, яблоко, соль поваренная и морская, поднос и стаканчики с простой и морской водой.
Ход мероприятия.

Педагог. Я хочу загадать вам загадку. «Она и в озере, она и в лужице. Она и в чайнике у нас кипит. Она и в реченьке бежит, шуршит». Что это? Правильно, это вода. А у меня есть интересные записи. Послушайте (включает запись). Вы узнали: кто это? (Да, это ручеёк). А вот ещё одна запись, послушайте и её. Кто сейчас с вами разговаривал? (море). Ёщё раз закройте глаза. (Включает фонтан). Что слышите? Да, это фонтан. Посмотрите, как он красив. Сколько маленьких, прозрачных капелек играет в нём! Полюбуйтесь им… Летом я слышала вот такой разговор между мальчиками (включает запись).

— Петь, привет! А мы с ребятами так здорово сейчас играли. Налили целую ванну воды и пускали там кораблики. Л потом наполнили водой водяные пистолеты и пошли на улицу.
— Кран, то закрыли?
— Зачем? Воды и так много. Пусть себе течёт, потом закроем.
— Что потом делали?
— Стали брызгать друг в друга из водяных пистолетов. Столько воды налили! Ой, как нам было весело.

Дети, как бы вы оценили поведение мальчиков? Хорошо ли они поступили? ( Нет! Воду надо беречь: пресной, чистой воды и так на Земле мало.) Послушайте стихотворение.

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
Мы её не замечаем.
Мы привыкли, что вода- Наша спутница всегда.

Педагог. Дети, а кому нужна вода?

Дети. Деревьям, птицам, животным, людям.

Педагог. Давайте проверим всех ли мы перечислили, (демонстрация ширмы « Вода»), А нам в детском саду нужна вода? Для чего? (умываться, поливать растения, поить животных, стирать бельё, мыть полы, готовить обед и т.д.). Да, без воды всё живое на земле погибнет. Вода — это жизнь, и воду надо беречь, правильно и разумно расходовать. Человек без пищи может прожить три месяца, а без воды — всего неделю. Как вы думаете, много ли воды на Земле, хватит ли её всем? ( Ответы). Давайте посмотрим на глобус. Каким цветом на глобусе обозначают воду? Верно, синим. Покажите на глобусе воду. На нашей Земле четыре океана и 30 морей. Как вы думаете, много это или мало?

Дети. Много, очень много.

Педагог, У меня в руке яблоко. Представим, Что это наша планета. Четвёртая её части — суша, а вот это большая часть — вода. Так много или мало воды на планете?

Дети, Много.

Педагог. Подойдите сюда, здесь у нас уголок моря. Кто знает, какая на вкус вода в морях и океанах? Хотите узнать? (Да). Какая вода на вкус?

Дети. Горькая, солёная, невкусная.

Педагог. Можно её пить? Готовить пишу на ней? Верно, нельзя. А теперь попробуйте эту воду. Какая она на вкус?

Дети. Вкусная, чистая, несолёная, пресная.

Педагог. Горьковатый вкус морской воде придаёт морская соль, которая в ней растворена. Посмотрите: вот она какая. ( показать детям морскую соль). В пищу люди употребляют поваренную соль. Посмотрите на неё. Давайте сравним поваренную соль и морскую. Что вы можете сказать о морской соли?

Дети. Крупная, сероватая, горькая.

Педагог. А поваренная?

Дети. Мелкая, белая, не горькая.

Педагог. Где в природе есть пресная вода? Верно, в реках, озёрах. Подойдите к глобусу. Покажите реки. Много их или мало? Давайте представим, что вся вода на нашей планете уместится в трёхлитровой банке, а пресной хватит всего на пол стакана. Так много или мало пресной воды? 

Дети. Мало.

Педагог. У воды великая забота — поить всех обитателей Земли. А как человек использует воду? Давайте посмотрим на ширму « Где человек использует воду?» А теперь поиграем в игру « Вырастим цветы». Вы будете семенами. Я сажаю вас в землю. Ярко припекает солнышко. Я беру лейку с водой и начинаю поливать семена. Они набухают и потихоньку прорастают. Вот уже появились первые ростки. Они всё тянутся и тянутся вверх. Я их ещё раз поливаю водой. А ласковое и доброе солнышко согревает их своими лучами. Вот наши цветы подросли и раскрыли свои первые бутоны. Как же красиво кругом!

Вы уже знаете: чтобы вода из реки попала к нам в дом, ей надо пройти длинный путь. Давайте посмотрим ширму « Как вода приходит в дом». Из реки насос перекачивает воду в огромные резервуары-отстойники, где их тщательно очищают и фильтруют. Вы знаете, что такое фильтр? (Ответы.)

Сейчас я вам покажу. Вот стакан с грязной водой. Я беру его и через марлю, как через фильтр, переливаю воду в чистый стакан. Что вы видите на марле?

Дети. Вся грязь осталась на марле.

Педагог. А какой стала вода в стакане? Верно, чистой. Марля как фильтр, который не пропускает грязь, задерживает её. Можно второй раз пропустить воду через марлю, и она будет ещё чище. После фильтрования вода по трубе попадает в резервуар для чистой воды, и лишь отсюда насосы перекачивают чистую воду по водопроводным трубам в наши квартиры.

Вот как долго вода из реки добирается к нам. Много людей трудится, чтобы помочь воде пройти этот путь. Так как же надо относиться к воде?

Дети. Бережно, разумно, экономно, по-хозяйски.

Педагог. Знайте, если из крана целый день будет капать вода, то наберётся целое ведро. Если пока вы чистите зубы, из крана течёт вода, израсходуется впустую 3 литра воды. Что можете предложить, чтобы меньше тратить воды?

Дети. Включать воду тонкой струйкой, хорошо, плотно закрывать кран, не допускать, чтобы в доме были неисправные краны.

Педагог. А закончим мы наш разговор пословицей «Воду попусту не лей. Дорожить водой умей!» А вам такое задание — нарисуйте рисунки на тему «Давайте беречь воду!». И давайте ещё раз полюбуемся нашим фонтаном.